Виртуальная мастерская фантастики
То, с чего все начиналось.

Марина и Сергей Дяченко о виртуальной мастерской фантастики

Марина и Сергей Дяченко

ГРАБЛИ И ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Привет всем!

Позволим себе - в самом кратком, тезисном виде - высказать предварительные соображения о виртуальной мастерской (далее - ВМ).

- Горячо поддерживаем этот замысел. У нас и раньше он обсуждался, ибо многие люди просились к нам в "Третью силу" на заочных началах (из других городов и стран), но только сейчас, когда реализовались многие задумки А.Мася на нашей Инетовской страничке и последняя стала популярной - только сейчас плод созрел и просится в рот.

Понятно, что местоположение такой ВМ - Киев - не имеет принципиального значения, она международна и эфирна по сути, и язык ее общения - русский.

- Цель ВМ понятна - помочь развитию потенциала молодых. Человека нельзя научить писать (ударение на втором слоге), но можно разглядеть талант и помочь ему взрасти. При этом естественным является разность жанров, стилей, мнений, позиций, приветствуется доброжелательность, ирония, шутка - но не насмешка. Любая критика должна быть ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ. И еще - не ставятся коммерческие цели. Нас лично как-то больше интересует журавль в небе, нежели синица в руках. Разговор об искусстве, а не о гонорарах. Поиск ГАРМОНИИ - в том числе и между элитарностью и массовостью. И, конечно, должны быть исключены антигуманные, антиэтические вещи - например, проявления национализма (как украинского, так и любого другого), смакование жестокости и тому подобное.

Неуловимая аура интеллигентности - вот основа отношений между мастером и учеником. Тогда и формируются отношения на годы (Сергей Дяченко, например, до сих пор любит и помнит своего мастера во ВГИКЕ, Николая Крючечникова, а Марина и сейчас дружит со своим учителем в Театральном институте, профессором Пазенко).

- Центральная фигура ВМ - естественно, мастер. От него, родимого, зависит успех всего дела. Так как ВМ основана на гуманитарных началах (и бесплатна), то единственно, чем можно завлечь мастера к постоянному участию - сделать так, чтобы ему было интересно, чтобы и он мог учиться по ходу дела.

- Заманчивой является идея привлечения в ВМ несколько мастеров - известных писателей, критиков, искусствоведов, кинематографистов. Свое согласие дал нам А.Лазарчук, насколько я понимаю из обмена мнений в нашей Гостевой книге - могут участвовать Н.Перумов, В.Владимирский. Вроде бы обещал это и С.Лукьяненко (в общении с А.Масем). Хотелось бы привлечь Геворкяна, Логинова (доступ к Интернету есть у его сына, а сам Слава сидит в ФИДО), Олдей и других бессмертных - вот скоро будет "Странник", там и можно устаканить все конкретно (устаканить - это флер; на самом деле, в ВМ, как и в невиртуальной, должен соблюдаться сухой режим. ;-)

Кто еще?

Жаль, что не у всех прекрасных фантастов есть доступ к ИНТЕРНЕТУ.

- Однако ВМ только тогда станет реальностью и обретет жизнеспособность, если ее фундаментом будет жесткая дисциплина и порядок. Здесь следует учесть опыт виртуального семинара в ФИДО - он создавался на тех же фактически принципах, но, на наш взгляд, потерял актуальность из-за того, что никто не озаботился отделить мухи от котлет, а главное, проанализировать, чем они друг от друга отличаются. Нет критики, есть ругань или похвала, а еще - напористость, злое остроумие, острые локти...

Не надо дважды наступать на одни и те же грабли. Нужно сразу же отбросить всякую бузу и учесть положительный опыт, скажем, работы семинара Стругацкого (см., например, об этом стенограмму обсуждения повести Логинова в журнале "Сизиф" за 1991 год), опыт Интерпресскона или даже нашей мастерской - ведь и мы набили немало шишек.

(ОТСТУПЛЕНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ - читать не обязательно.

Поначалу очень трудно было справится с базарной демократией. Как только выступающего начинали перебивать вопросами, замечаниями - толку никакого, нулевой эффект. Постепенно ребята поняли, что строгая дисциплина общения - не прихоть мастера-монстра, а единственно возможная форма работы...

Очень трудно было научиться критике. Вначале она была злой, агрессивной, а когда ребята перезнакомились и им стало неудобно говорить друг другу неприятности - то комплиментарной. Своих - хвали, чужих - ругай...

Совершенно неинтересно было бы жить в мастерской (а ведь каждый раз публику приходиться разгонять - не хотят расходиться!), если бы все мыслили под одну гребенку. Мы гордимся созданием ИНСТИТУТА ОППОЗИЦИИ мастерам внутри мастерской. Была создана номинационная комиссия (возглавил ее Миша Назаренко, филолог, блестящий аналитик; вошли также парадоксальный, склонный к автономности и составлению всяческих рейтингов Леша Мась, и Женя Осауленко, искусствовед, большой поклонник, скажем, разных сюрреализмов, постмодернизмов и т.д. - того, от чего мастера достаточно далеки). Вся эта тройка всегда имела свое независимое от мастеров мнение и умела анализировать вещи лучше остальных. После создания комиссии не только мастер, но и комиссия могла решать - кого обсуждать, какие вещи, кого принимать и прочее. Так что рассказ мастерам может не нравится, но если комиссия выносит его на общее обсуждение и он проходит по рейтингу - включается на страничку, рекомендуется в печать и пр. И - хорошо! Нет интриг, кулуарных злословий - все на виду, каждый принимает участие. Мы, правда, добиваемся, что бы в голосование был включен и кот Дюшес (мы с ним советовались бы и включали бы его оценку), но пока публика, хоть и любит разумное животное, но не настолько...)

- Так вот, необходимо ввести КОНКУРСНЫЙ ОТБОР произведений, и выкладывать их не скопом, а с определенной периодичностью (скажем, не чаще раза в неделю). Для этого нужно создать НОМИНАЦИОННУЮ КОМИССИЮ.

В конце концов ЖЮРИ назвало бы лучшие работы. Тут могут быть по ходу дела и разные рейтинги, и прочие элементы игр взрослых людей.

Хорошо было бы предусмотреть возможность ВТОРИЧНОЙ ПОДАЧИ произведения - после осмысления критики, редактуры, м.б. на СПЕЦИАЛЬНОМ разделе. Наконец, для трепа, бузы и прочего можно тоже сделать ОТДЕЛЬНЫЙ раздел (там могли бы изливать душу и те, кого комиссия не допустила в основной раздел).

- Надо предусмотреть возможность участия ребят, тех, у кого нет доступа в ИНТЕРНЕТ. Они могут - через мастеров или комиссию - предоставить дискеты, и через них же получать информацию. Именно так это происходит и у нас в "Третьей силе" - не у всех Интернет, но все в курсе событий.

- Чтобы это все осуществить, необходима техническая и организационная база. Слава Богу, у нас есть Мась - он берется за это хлопотное дело. Но необходим и диктатор. В условиях, когда мастеров много, естественно, не надо кому-то из них выделяться (если это и произойдет, то само собой, по ходу дела). Таким диктатором, АДМИНИСТРАТОРОМ, следящим за осуществлением РЕГЛАМЕНТА (совместно обсужденного и выработанного) и должен быть А.Мась - он шкурно заинтересован в эффективности работы ВМ и, как наш староста, имеет некоторый опыт (вообще-то Леша неоднократно нами ругаем за мягкость и гнилой либерализм - тут ему нужны более волосатые руки, нежели в "Третьей силе", где он все же за плечами ужасного Сергея Сергеевича).

Что касается идеи выбора мастеров учениками, то тут у нас некоторые сомнения. А что, если мастер не захочет именно этого ученика, а другой мастер, наоборот, проявит интерес и даст дельные замечания/советы? И как это видится - вот выставляется произведение для общего обсуждения, и автор делает приписку - мнение таких-то мастеров мне интересно, а таких-то прошу не беспокоится? На самом деле, если ВМ будет существовать, то в процессе жизни сложатся неформальные общения, пары, группы, которые смогут общаться и сами по себе, минуя ВМ.

- ИТАК, алгоритм действий видится нам таким:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД: - создание проекта ВМ, помещение его в сети, в печати и т.д. - с инициированием обсуждения идеи;
- отработка технической и организационной базы ВМ;
- подбор мастеров;
- создание номинационной комиссии;
- окончательное формирование целей и задач ВМ, регламента ее жизни;

РАБОТА ВМ:

- отбор произведений (с подачи мастеров и номинационной комиссии) и установление порядка их обсуждения;
- обсуждение, доработка произведений;
- создание жюри;
- подведение итогов.

Мне представляется, что подготовительный период можно завершить в октябре, и с ноября запустить ВМ. А через год подвести итоги. Если все будет хорошо, то в будущем ВМ может структурироваться на секции по жанрам/видам (скажем, писателей, критиков, художников - или по какому-то другому принципу), или на несколько семинаров, которые уже будет вести конкретный мастер - то есть индивидуальная запись к мастеру.

- В заключение отметим, что идея ВМ может иметь неожиданное продолжение. Сейчас Сергей Дяченко вошел в состав инициативной группы, подготавливающей предложения по созданию профессиональной организации писателей-фантастов (это было во время Московского форума, при поддержке журнала "Если"). Так вот, в числе прочего, мы хотели бы при такой организации (Сергей предлагает назвать ее МАФ - Международной академией фантастов) создать мастер-класс, на неделю-две пригласить наиболее талантливых ребят и мастеров для очного общения, оплатить всем этот приезд (как это было в СССР). Удастся ли тут преодолеть организационные и финансовые трудности - время покажет. Но ВМ могла бы стать одной из подготовительных баз для такого мастер-класса или семинара.

Марина и Сергей Дяченко, Киев 26.08.98


Примечание администратора

Заметим, что в связи с демократичностью, руководство тут находится в моих руках. ;)
А вот мнение Марины и Сергея Дяченко можно оспаривать смело, ведь мастеров у нас намечается больше одного.

Будем рады выслушать ваше мнение
Алексей Мась 28.08